Приветствую Вас Гость | RSS
Познай себя и ты познаешь мир
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Главная » Статьи » Мои статьи

Ненасильственное общение или Эмпатия

Ненасильственное общение или Эмпатия

 

Способность принимать и получать общение с состраданием естественна для нас. Однако нас часто учили многим способам ”жизнеотчуждающего” общения, которое приводит нас к такому самовыражению и поведению, которое наносит вред и нам самим, и другим людям.

Первый компонент ННО подразумевает отделение наблюдения от оценивания. Если мы сочетаем наблюдение с оцениванием, другие склонны видеть в этом критику и сопротивляться тому, что мы говорим.

Второй компонент ННО, необходимый для самовыражения – чувства. Надо развить у себя запас слов, позволяющий ясно и точно идентифицировать свои эмоции, что позволит легче строить контакт с другими. В ННО отличают выражение действительных чувств от слов и суждений, которые описывают мысли, оценки и толкования.

Важные моменты:

1. Отличать свои чувства от мыслей,

2. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК своего состояния,

3. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК реакций или поведения других в отношении нас.

Третий компонент ННО – подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, но никогда не является причиной наших чувств. Когда кто-то направляет к нам негативное сообщение, у нас есть четыре способа получить это сообщение:

(1) обвинить себя,

(2) обвинить других,

(3) ощутить наши собственные чувства и потребности,

(4) ощутить чувства и потребности, скрытые в негативном послании другого человека.

Суждения, критика, диагнозы и толкования – все это отчужденное выражение наших собственных потребностей и ценностей. Когда другие слышат критику, они склонны направлять свою энергию на самозащиту или контратаку. Чем непосредственнее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с состраданием. В этом мире, где нас часто грубо осуждают за раскрытие и высказывание наших потребностей, делать это может быть пугающим поступком, особенно для женщин, приученных обществом игнорировать свои собственные потребности и заботиться о других.

Четвертый компонент ННО – это вопрос о том, что мы хотим запросить друг от друга, для того чтобы обогатить наши жизни. Мы стараемся избегать туманных, абстрактных или двусмысленных формулировок, и помнить об использовании языка позитивных действий, делая утверждения о своих запросах о чем-то, а не о запросах о том, чтобы чего-то не было. В разговоре, чем яснее мы выражаем то, что мы хотим получить в ответ, тем вероятнее, что мы это получим. Поскольку посланное и полученное послание не всегда совпадают, нам стоит научиться выяснять, было ли наше сообщение точно услышано. Особенно в тех случаях, когда мы высказываемся перед группой, нам стоит ясно указать, какого рода отклик мы желаем получить в ответ. В противном случае, результатом станут непродуктивные разговоры, которые отнимают кучу времени.

Цель ННО не в изменении людей и их поведения ради достижения наших целей, а в установлении отношений, основанных на честности и эмпатии, которые в результате дадут удовлетворение потребностей всех. Делать запросы ясным, позитивным, конкретным языком действий, который говорит о том, что мы на самом деле хотим.

Слушателю может быть неясно, что от него хотят, когда мы просто выражаем свои чувства. Часто мы сами не осознаем, что мы запрашиваем.

Запросы, в которых нет ссылок на чувства и потребности, кажутся требованиями. Чем яснее мы даем понять, какой ответной реакции мы ожидаем, тем больше вероятность ее получить.

Эмпатия – это уважительное понимание переживаний других. Вместо предложения эмпатии, мы часто поддаемся сильному побуждению начать давать советы или ободрения, или вдаваться в объяснения собственной позиции или собственных чувств. Эмпатия, однако, призывает нас очистить ум и прислушаться к другим всем нашим существом. В ненасильственном общении, независимо от того, какие слова используют другие для самовыражения, мы просто слышим их наблюдения, чувства, потребности и запросы.

Прежде чем давать совет или ободрение, спросите, есть ли в том нужда.

Способы подмены понимания:

1. Советовать,

2. Сравнивать с собственными переживаниями,

3. Поучать,

4. Утешать,

5. Рассказывать аналогичные случаи,

6. Обрывать с целью «поднять по тону»,

7. Сопереживать,

8. Задавать уточняющие вопросы об обстоятельствах,

9. Объяснять,

Снова и снова люди справляются с жутчайшими последствиями психологической боли, получая контакт с кем-то, кто способен выслушать их с эмпатией.

ННО улучшает наше общение, помогая нам переводить негативные внутренние сообщения в чувства и потребности. Наша способность выявлять свои чувства и потребности и эмпатизировать им освободит нас от депрессии. Демонстрируя нам то, как фокусироваться на том, что мы на самом деле хотим, вместо того чтобы обращать внимание на недостатки у себя и у других, ННО дает нам инструменты и понимание для создания более мирного состояния ума.

 

Алгоритм ННО: Наблюдения, Чувства, Потребности, Запросы
НАБЛЮДЕНИЯ: необходимо дать ясное, точное и очевидное описание не устраивающей вас ситуации; конкретные, реальные наблюдения, без обобщений, толкований или суждений, в терминах действий, без слов "всегда" и "никогда", без "угадывания мыслей" другого человека. Говорите то, в отношении чего вы уверенно сможете получить согласие о том, что это объективное описание ситуации.
ЧУВСТВА: действительные динамические переживания, эмоции (гнев, подавленность, печаль, отчаяние, страх). Мысли, суждения, оценки поведения, описание отношений статичны, так что это не чувства.
ПОТРЕБНОСТИ: чего вы хотите, какое ваше желание или намерение не удовлетворяется, порождая это чувство? Не судите и не обвиняйте.
ЗАПРОСЫ: не обобщенные, а совершенно конкретные, на языке позитивных, понятных, физических действий, поведения. Не говорите другим, чего они не должны делать, это не дает информации о том, что им делать. Не говорите другим о том, какими они должны быть или что они должны чувствовать - это невозможно делать просто по собственному решению, или слишком туманно в описании. Не оправдывайтесь - это будет истолковано как попытка психологического давления.

 



Источник: http://olegmatveev.org/
Категория: Мои статьи | Добавил: Century (29.11.2009)
Просмотров: 1266 | Теги: ненасильственное общени, эмпатия, Матвеев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[ Форма входа ]

[ Категории раздела ]
Мои статьи [23]

[ Поиск ]

[ Наш опрос ]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

[ Друзья сайта ]
  • Сайт Олега Матвеева
  • Форум Олега Матвеева
  • С.Голубева и Ф.Михайлович
  • Сайт Ж.Славинского
  • Сайт КунИры
  • Семинары в Томске
  • Сайт коллег в Алматы
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz