Ненасильственное
общение или Эмпатия
Способность принимать и получать общение с состраданием
естественна для нас. Однако нас часто учили многим способам ”жизнеотчуждающего”
общения, которое приводит нас к такому самовыражению и поведению, которое наносит
вред и нам самим, и другим людям.
Первый компонент ННО
подразумевает отделение наблюдения от оценивания. Если мы сочетаем наблюдение с
оцениванием, другие склонны видеть в этом критику и сопротивляться тому, что мы
говорим.
Второй компонент ННО,
необходимый для самовыражения – чувства. Надо развить у себя запас слов,
позволяющий ясно и точно идентифицировать свои эмоции, что позволит легче
строить контакт с другими. В ННО отличают выражение действительных чувств от
слов и суждений, которые описывают мысли, оценки и толкования.
Важные моменты:
1. Отличать свои чувства от мыслей,
2. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК своего состояния,
3. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК реакций или
поведения других в отношении нас.
Третий компонент ННО
– подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. То, что делают и
говорят другие, может быть стимулом, но никогда не является причиной наших
чувств. Когда кто-то направляет к нам негативное сообщение, у нас есть четыре
способа получить это сообщение:
(1) обвинить себя,
(2) обвинить других,
(3) ощутить наши собственные чувства и потребности,
(4) ощутить чувства и потребности, скрытые в негативном
послании другого человека.
Суждения, критика, диагнозы и толкования – все это
отчужденное выражение наших собственных потребностей и ценностей. Когда другие
слышат критику, они склонны направлять свою энергию на самозащиту или
контратаку. Чем непосредственнее мы можем соединить наши чувства с нашими
потребностями, тем легче будет другим ответить с состраданием. В этом мире, где
нас часто грубо осуждают за раскрытие и высказывание наших потребностей, делать
это может быть пугающим поступком, особенно для женщин, приученных обществом
игнорировать свои собственные потребности и заботиться о других.
Четвертый компонент
ННО – это вопрос о том, что мы хотим запросить друг от друга, для того
чтобы обогатить наши жизни. Мы стараемся избегать туманных, абстрактных или
двусмысленных формулировок, и помнить об использовании языка позитивных
действий, делая утверждения о своих запросах о чем-то, а не о запросах о том,
чтобы чего-то не было. В разговоре, чем яснее мы выражаем то, что мы хотим
получить в ответ, тем вероятнее, что мы это получим. Поскольку посланное и
полученное послание не всегда совпадают, нам стоит научиться выяснять, было ли
наше сообщение точно услышано. Особенно в тех случаях, когда мы высказываемся
перед группой, нам стоит ясно указать, какого рода отклик мы желаем получить в
ответ. В противном случае, результатом станут непродуктивные разговоры, которые
отнимают кучу времени.
Цель ННО не в
изменении людей и их поведения ради достижения наших целей, а в установлении
отношений, основанных на честности и эмпатии, которые в результате дадут
удовлетворение потребностей всех. Делать запросы ясным, позитивным, конкретным
языком действий, который говорит о том, что мы на самом деле хотим.
Слушателю может быть неясно, что от него хотят, когда мы
просто выражаем свои чувства. Часто мы сами не осознаем, что мы запрашиваем.
Запросы, в которых нет ссылок на чувства и потребности,
кажутся требованиями. Чем яснее мы даем понять, какой ответной реакции мы
ожидаем, тем больше вероятность ее получить.
Эмпатия – это
уважительное понимание переживаний других. Вместо предложения эмпатии, мы часто
поддаемся сильному побуждению начать давать советы или ободрения, или вдаваться
в объяснения собственной позиции или собственных чувств. Эмпатия, однако,
призывает нас очистить ум и прислушаться к другим всем нашим существом. В
ненасильственном общении, независимо от того, какие слова используют другие для
самовыражения, мы просто слышим их наблюдения, чувства, потребности и запросы.
Прежде чем давать совет или ободрение, спросите, есть ли в
том нужда.
Способы подмены понимания:
1. Советовать,
2. Сравнивать с собственными переживаниями,
3. Поучать,
4. Утешать,
5. Рассказывать аналогичные случаи,
6. Обрывать с целью «поднять по тону»,
7. Сопереживать,
8. Задавать уточняющие вопросы об обстоятельствах,
9. Объяснять,
Снова и снова люди справляются с жутчайшими последствиями
психологической боли, получая контакт с кем-то, кто способен выслушать их с
эмпатией.
ННО улучшает наше общение, помогая нам переводить негативные
внутренние сообщения в чувства и потребности. Наша способность выявлять свои
чувства и потребности и эмпатизировать им освободит нас от депрессии.
Демонстрируя нам то, как фокусироваться на том, что мы на самом деле хотим,
вместо того чтобы обращать внимание на недостатки у себя и у других, ННО дает
нам инструменты и понимание для создания более мирного состояния ума.
Алгоритм ННО: Наблюдения, Чувства, Потребности, Запросы
НАБЛЮДЕНИЯ: необходимо дать ясное, точное и очевидное описание не устраивающей
вас ситуации; конкретные, реальные наблюдения, без обобщений, толкований или
суждений, в терминах действий, без слов "всегда" и
"никогда", без "угадывания мыслей" другого человека.
Говорите то, в отношении чего вы уверенно сможете получить согласие о том, что
это объективное описание ситуации.
ЧУВСТВА: действительные динамические переживания, эмоции (гнев, подавленность,
печаль, отчаяние, страх). Мысли, суждения, оценки поведения, описание отношений
статичны, так что это не чувства.
ПОТРЕБНОСТИ: чего вы хотите, какое ваше желание или намерение не
удовлетворяется, порождая это чувство? Не судите и не обвиняйте.
ЗАПРОСЫ: не обобщенные, а совершенно конкретные, на языке позитивных, понятных,
физических действий, поведения. Не говорите другим, чего они не должны делать,
это не дает информации о том, что им делать. Не говорите другим о том, какими
они должны быть или что они должны чувствовать - это невозможно делать просто
по собственному решению, или слишком туманно в описании. Не оправдывайтесь -
это будет истолковано как попытка психологического давления.
Источник: http://olegmatveev.org/ |